О себе
  новости
  пилоты
  наши награды
  пресс-релизы
  наши партнеры
  контакты
 
О полетах
  полет на воздушном шаре
  подарочный сертификат
  привязные подъемы
  где мы летаем
 
О воздухоплавании
  история
  терминология
  устройство теплового аэростата
  спортивное воздухоплавание
  школа пилотов
  свой воздушный шар
 
О рекламе
  реклама на воздушных шарах
  реклама на газовых аэростатах
  пневмоконструкции
 
Галерея
  фото
  видео
 
ЧаВо
  частые вопросы
  ссылки
 
 


 
Киевское Воздухоплавательное Общество
українською
english

 

Календарь
воздухоплавательных
мероприятий
На главную страницу
 
ПРЕССА
 
 
 
Смотреть все статьи в разделе пресс-релизы
 
 

03.2006 №005 MADHEAD

Аэростат как точка зрения

Давно известно: теория требует проверки практикой; большое видится на расстоянии; а хорошее лучше ценишь, когда не привязан к нему. Чтобы еще раз удостовериться в справедливости этих старых истин, лучшей доказательной базы, чем аэростат, просто не найти. Земля из гондолы воздушного шара действительно кругла, велика и прекрасна.

С тех пор как 19 сентября 1783 года братья Монгольфьер совершили первый в истории пилотируемый полет на шаре и до наступления эры моторных летательных аппаратов, воздушный шар был единоличным королем пятого океана. Но даже космические технологии, пришедшие на смену авиационным, не смогли отправить на пенсию этого заслуженного пионера неба. Как и «Формула-1» на земле, «баллонная аэронавтика» сегодня носит титул королевы воздухоплавания. А пилотирование монгольфьеров из элитного хобби превратилось в профессию. MADHEAD предлагает краткий вводный курс в эту элитную профессию от Влада Клименко и Алексея Пархоменко. В свое время каждый из них занимался делами, далекими от воздухоплавания. Сегодня оба – профессиональные пилоты тепловых аэростатов, за плечами у которых сотни часов налета и призы самых престижных международных соревнований.

MAD Начнем с самого начала: что такое аэростат, какие они бывают, чем друг от друга отличаются?

Алексей: Аэростат причисляют к средствам легкой авиации. Современные аэростаты различаются по типам и по классам. По типам – это газовые и тепловые. У первых подъемная сила создается за счет легких газов – водорода или гелия. Тепловые – а именно на таких мы летаем – двигаются при помощи горячего воздуха. В каждом типе есть свои классы, которые различаются по назначению – туристические или спортивные, по конструкции оболочки – количеству долей, а также по размеру и объему. Объем влияет на летные характеристики: чем больше объем – тем аппарат более инертный… Естественно, управлять легче легковой машиной, чем «грузовиком». Есть еще так называемые спецформы – летающие коровы, мотоциклы, пивные бутылки – что угодно: это шоу-аэростаты.

MAD Где их производят, сколько они стоят, какие из них котируются, и чем может похвастаться Украина в этом плане?

Влад: В Европе очень известны английские аэростаты, в Чехии тоже стали производить хорошие, испанские аппараты очень ходовые. Несколько серьезных производителей в Америке. Но самыми лучшими считаются все-таки английские – они и самые дорогие, на порядок дороже наших – производимых в Феодосии. Там есть НИИ, разрабатывающий парашютные системы и уже 15 лет занимающийся производством тепловых аэростатов. Для сравнения: наш украинский аппарат здесь, в Украине, стоит в пределах 30 тысяч долларов, а английские в Англии – 30-40 тысяч евро. Привезти и растаможить – вот уже 50-60 тысяч евро.

MAD На каких аппаратах летаете Вы?

Влад: Мы, как правило, эксплуатируем наши отечественные:АХ-72 объемом 1850 кубов и АХ-8 – соответственно 2970. Эти объемы в основном туристические, чтобы катать пассажиров, а для спортивных полетов используем АХ-7 – до 2200. Все они классической круглой формы. Хотя в спортивных – где нужно быстро менять высоту – сейчас выпускаются оболочки другой формы: вытянутые. У них другие характеристики скороподъемности. Если у классических круглых – до 4,5 метров в секунду вверх и столько же в низ, то для яйцевидных, спортивных – вверх 10 и вниз 14 метров.

MAD Есть какие-то стандарты в типах горелок, гондол, количестве членов экипажа?

Алексей: Газовые горелки есть разных производителей. Мы используем, например, российские. Но принцип один и тот же везде: воздух подогревается сжиганием пропан-бутановой смеси. Горелка выдает порядка 2 мегаватт мощности и пламя до 7м высотой. Запас топлива – как правило, 4 баллона в комплект. У нас по 42 литра каждый, а есть 60- и даже 80- литровые – зависит от того, какие цели преследуются. У нас на часовой полет - это среднее время – уходит до двух баллонов, т.е. около 80 литров. Грузоподъемность зависит от объема шара. Самые большие подымают до 40 человек. А спортивные экипажи – это, как правило, соло: один пилот. Команда на один шар в соревнованиях – минимально 4 человека : чтобы можно было поднять этот шар, подобрать его, увезти. А некоторые команды из развитых стран приезжают по 15 человек.

MAD в чем основной принцип соревнований – на дальность, на точность?

Влад: Это пилотирование на точность. Мы летаем, используя воздушные потоки. Сначала прокладывается маршрут по точкам. Пилот, пролетая над этими точками, чтобы обозначить их прохождение, сбрасывает их маркер – груз с лентой. От этого маркера замеряется расстояние до цели – точки, которая дается пилоту в координатах, а фактически, на месте, обозначается крестом. И, в зависимости от расстояния от маркера до цели, насчитываются очки. Каждый сброс маркера – это отдельное задание в соревновании.

MAD Какие есть рейтинговые соревнования в этом виде спорта? Как в них представлены мы?

Влад: В мире порядка 10 рейтинговых соревнований, из которых самые престижные – Чемпионаты Европы и Мира. Чемпионат Украины традиционно проходит обычно в Феодосии в начале мая. По его итогам формируется сборная Украины. И, в зависимости от квот, которые дают Украине, сборная попадает на чемпионаты. Так, например, в прошлом Чемпионате Европы участвовали 80 команд. Мы получили квоту на 3 участника, а немцы – на 6. Можно сказать, что «законодателями моды», лидерами здесь являются: в мире – Америка, а в Европе – Германия. Это зависит от того, насколько развита страна в этом виде спорта, какие рейтинги имеют пилоты. А пилотов в Украине можно на пальцах пересчитать. Тех, кто имеет лицензию, около двадцати, а «действующих» - около дюжины.

MAD Отличаются ли технически правила проведения тех или иных соревнований?

Влад: На чемпионатах Европы мы летаем полностью упакованы навигацией: GPS, вариометры, высотомеры, радиостанции. Соревнования не заключаются в одном умении пилотировать – это и постоянный обмен информацией с командой на земле. Она дает метеопрогноз, выезжает на цель. А в Кубке Европы от этого отошли и летают по старым правилам: только по карте и компасу. На борту нельзя иметь спутниковой навигации, нельзя общаться с командой по радио и с машиной сопровождения.

MAD Насколько дорогое это удовольствие? Сколько в среднем стоит один вылет и содержание команды?

Алексей: Если брать по полной – около 250 долларов: 100 – амортизация шара, расходы на газовые баллоны – 40 долларов. Плюс заправка автомобиля подборки – потому что когда шар летит только в одном направлении, потом его подбирают. Нормальный спортивный пилот должен посещать минимум два соревнования в месяц. В год это 24 соревнования. Один выезд – это примерно 10 тысяч долларов. Итого – до 240 тысяч. При том, что призового фонда, если это чемпионат – никакого, только имидж страны. Это не коммерческие кубки. Вот Гран-при в Японии – коммерческий. Там фонд порядка 200 тысяч долларов. За первое место – около 50тысяч. Считается, что мы с Владом летаем нормально, интенсивно. У него налет за 6 лет – 500 часов налета. Но чтобы занять первое место на таких соревнованиях, нужно летать по 300 часов в год…

MAD Как, где в Украине и почем можно стать пилотом аэростата?

Влад: В Украине всего одна школа пилотов тепловых аэростатов – в Феодосии. В 2000 году мы с Лешей вместе ее закончили – это фактически первый выпуск. Школа сертифицирована, имеет государственную лицензию и подчиняется всем правилам для малой авиации. Международный стандарт – каждый должен пройти минимум 12 полетов. Получить лицензию сейчас стоит 9000 гривен. Это не спортивная, а гражданская лицензия, но она признается и нострифицируется в других странах. Это достаточно дешево. За рубежом такой курс стоит втрое дороже. Наша лицензия действительна 2 года, потом её нужно продлевать. Кроме того, есть курсы повышения квалификации, которые пилоты раз в три года обязаны проходить.

MAD Насколько, гипотетически или реально, «летален» аэростат, в сравнении с другими летательными аппаратами?

Алексей: По статистике, аэростаты – самое безопасное из всех средств авиации. Оболочка шара не горит. Даже если прожечь в ней дырку – это максимум увеличит расход топлива. Классический шар круглой формы при так называемом «холодном спуске», то есть, при спуске без газа, опускается со скоростью парашютиста – от 3,5 до 5 метров в секунду. При этом ударе можно максимум ушибиться. В некоторых странах есть требование: если полет планируется на высоту больше 300м, нужно обязательно иметь парашют. У нас это никак не регламентируется. Хотя, современные вытянутые шары в этом плане экстремальней – особенно при скоростных спусках, когда из шара «выдавливает» воздух. Но самая большая опасность для нас – попасть в высоковольтные линии. Больше всего гибелей воздухоплавателей – именно из-за попадания на ЛЕП.

MAD Есть у Вас какие-то приметы, суеверия, традиции?

Влад: У каждого, наверное, свои приметы. Но каких-то общих нет. Приходилось и в пятницу тринадцатого летать, и 13 номер получали на соревнованиях, он даже иногда везучим оказывался. А вот перекреститься на соревнованиях не раз приходиться. Когда масса шаров – и все одновременно начинают подниматься и опускаться, каждый в азарте… Чей-то шар рядом летит, ты опускаешься со скоростью 10 метров в секунду, а снизу подниматься другой с такой же скоростью. При разнице скоростей 20 метров не дай Бог попасть в купол – в нижнем шаре точно труп. Но суеверий особых нет.

Алексей: А вот традиции есть, и легенды, из которых они вырастают. Вы знаете, что до того как братья Монгольфьер совершили свой первый удачный полет, первыми воздухоплавателями были животные – курица, баран и утка. И только потом люди. Король Людовик решил, что первыми должны быть каторжники. Но дворянство возмутилось: в случае удачного исхода они не хотели, чтобы это были преступники. В результате это стало прерогативой дворянской. Потом этим увлеклись люди, не имевшие дворянских титулов, но могли себе позволить – удовольствие это и тогда было не из дешевых…
Влад: …а легенда дальше гласит, что король жаловал пилотам-дворянам право даровать титул тем, кто поднялся в воздух. Благодаря этой легенде появилась традиция посвящения. Во всех странах она может немножко отличаться, но контекст один. Суть обряда: человек преклоняет колено, под которое подкладывается пилотская жилетка. Поскольку мы летаем при помощи огня, инициируемый должен отдать стихии. У него на голове поджигается край пряди волос и потом гасится шампанским – дворянским напитком. И зачитывается грамота: такому-то присваивается титул. А присваивается он в привязке к месту, где состоялся первый полет. Леша, до того как стать пилотом, первый раз летал в Любимовке, под Каховкой, на «Таврийских Играх». Поэтому инициирован как барон Любимовский Таврический.

Андрей СТАРЦОВ 03.2006 №005 MAD

 
 
Оригинальный
подарок!
Подарочный сертификат. Дает возможность оригинально преподнести в подарок полет на воздушном шаре.
Подарочный сертификат на полет на воздушном шаре!
 
 
 
 
 

Киевский клуб "Пилот"
г. Киев, 01135
ул. Вячеслава Черновола, 27, оф. 227.
www.ballooning.org.ua

+38 067 261-05-21
+38 067 929-89-89
+38 044 227-73-76


Экстремальный портал VVV.RU